Jean-Luc Ponty.
Жан-Люк Понти́ (англ. Jean-Luc Ponty; род. 29 сентября 1942 года, Авранш) — французский джазовый скрипач и композитор. Широко пользовался электромагнитным звукоснимателем для скрипки и различными синтезаторами, модифицировавшими естественный звук скрипки.
Биография
Понти родился в семье классических музыкантов 29 сентября 1942 года в Авранш, Франция. Его отец преподавал скрипку, мать преподавала фортепиано. В шестнадцать лет Жан-Люк поступил в Conservatoire National Supérieur de Musique в Париже, которую окончил через два года с высшей наградой учреждения - Premier Prix. Понти сразу же наняли в один из крупнейших симфонических оркестров Concerts Lamoureux, где он играл в течение трех лет.
Будучи членом оркестра в Париже, Понти начал на концертах играть на кларнете в джазовой группе колледжа (кларнету его научил отец), регулярно выступая на местных вечеринках. Это оказалось судьбоносной отправной точкой. Растущий интерес к джазу, звуки Майлза Дэвиса (Miles Davis) и Джона Колтрейна (John Coltrane) заставили Жан-Люка взяться за тенор-саксофон. Однажды вечером, после концерта оркестра, не сняв смокинга, Понти оказался в местном клубе со своей скрипкой. Это стало поворотным моментом и в течение четырех лет он получил широкое признание как ведущая фигура в джазовой скрипке.
Оркестр и джаз-клубы
В то время Жан-Люк Понти вел двойную музыкальную жизнь: репетировал и выступал с оркестром и в то же время играл джаз до 3 часов ночи в клубах по всему Парижу. Требования этого жёсткого графика в конечном счете привели его к распутью. "Естественно, я должен был сделать выбор, поэтому я рискнул с джазом", - говорит Жан-Люк. Переход Понти к джазу состоялся на основе музыки Майлза Дэвиса и Джона Колтрейна, что привело его в итоге к принятию электрической скрипке. Критик Йоахим Берендт писал, что «с Понти джазовая скрипка стала другим инструментом», его «стиль формулировки соответствовали раннему и среднему John Coltrane», его «блеску и огню».
Успех со скрипкой
Вначале скрипка оказалась помехой, мало кто в то время рассматривал этот инструмент, как имеющий законное место в современной лексике джаза. С мощным звуком, избегая вибрато, Жан-Люк проявил себя в эпоху бибопа, играя на скрипке совершенно по-новому. Критики говорят, что он был первым джазовым скрипачом, который был столь же захватывающим, как саксофонист. Известность Понти росла, а к 1964 году, в возрасте 22 лет, он выпустил свой дебютный сольный альбом Jazz Long Playing. Концертный альбом 1966-го называется Violin Summit на сцене в Базеле, Швейцария с такими известными скрипичными талантами, как Свенд Асмуссен (Svend Asmussen), Стефан Граппелли (Stéphane Grappelli) и Стафф Смит (Stuff Smith).
В 1967 году Джон Льюис (John Lewis) из The Modern Jazz Quartet пригласил Понти выступить на джазовом фестивале в Монтерее. Первый в истории Жан-Люка выезд в Америку получил бурные аплодисменты и привел к контракту в США для записи на лэйбле World Pacific. Были записаны альбомы Electric Connection с Gerald Wilson Big Band и Jean-Luc Ponty Experience с трио Джорджа Дюка (George Duke). 1967-й принес Sunday Walk, первый опыт сотрудничества между Нильс-Хеннинг Эрстед Педерсеном (Niels-Henning Orsted Pedersen) и Понти. В конце 60-х и начале 70-х Понти достиг похвалы критиков и популярности по всей Европе.
Фрэнк Заппа и эмиграция в Америку
В 1969 году Фрэнк Заппа (Frank Zappa) написал музыку для сольного альбома Жан-Люка King Kong (World Pacific). В 1972 году Элтон Джон (Elton John) пригласил Понти внести свой вклад в его альбом Honky Chateau. В течение года - по настоянию Фрэнка Заппы и Mothers of Invention, которые просили его присоединиться к их туру - Понти эмигрировал вместе с женой и двумя маленькими дочками в Америку и поселился в Лос-Анджелесе. Он продолжал работать на различных проектах - в том числе в паре с <Джоном Маклафлином (John McLaughlin) и его Mahavishnu Orchestra над альбомами и в турах (Apocalypse и Visions of the Emerald Beyond) до 1975 года, после чего Понти подписал контракт в качестве сольного исполнителя с Atlantic Records.
В течение следующего десятилетия Жан-Люк Понти гастролировал по всему миру и записал 12 альбомов, которые последовательно все достигли топ-5 в джазовом чарте Billboard и продавались миллионными тиражами. Ранние записи, такие, как в 1976 Aurora и Imaginary Voyage, прочно закрепили Понти в растущем джаз-рок движении в Америке. Он пошел дальше, чтобы взломать топ-40 в 1977 году с альбомом Enigmatic Ocean и снова в 1978 году с Cosmic Messenger. В 1984 году замедленное видео было произведено Louis Schwarzberg для песни Individual Choice. Наряду с Херби Хэнкоком (Herbie Hancock), Понти стал одним из первых джазовых музыкантов, имеющим музыкальное видео.
Кроме записей и гастролей со своей группой, Понти также исполнил несколько своих композиций с Питтсбургским New Music Ensemble, оркестром Radio City в Нью-Йорке, а также с симфоническими оркестрами Монреаля, Торонто, Оклахома-Сити и Токио. В конце 80-х годов, он записал пару альбомов, The Gift of Time и Storytelling.
В 1991 году, выпустив Tchokola, Жан-Люк Понти объединил свою акустическую и электрическую скрипки, впервые с мощными полиритмическими звуками Западной Африки. Он также выступал в течение двух месяцев в США и Канаде с элитой африканской эмиграции, с которыми он столкнулся на музыкальной сцене Парижа. В 1993 году Понти записал альбом No Absolute Time. Работая с американскими и африканскими музыкантами, Жан-Люк расширил исследования Tchokola, получив душевный результат. "Существует целая сцена в Париже первоклассных африканских музыкантов", - говорит он. "Я был очень любопытным и хотел воспитывать себя в этих ритмах, которые были совершенно новыми для моих ушей".
В 1995 году Понти присоединился к гитаристу Эл Ди Меола (Al Di Meola) и басисту Стенли Кларку (Stanley Clarke), чтобы записать акустический альбом под названием The Rite of Strings. Это трио всех звезд также провело шестимесячный тур по Северной Америке, Южной Америке, и в Европе.
Жан-Люк Понти перегруппировал свои американской группы в 1996 году для живых выступлений после выхода в свет двойного CD-антологии записей для Atlantic Records под названием Le Voyage. Один из этих концертов был записан в Детройте, штат Мичиган, перед 6000 поклонников. Он был выпущен в феврале 1997 года под названием Live at Chene Park.
В 1997 году Жан-Люк Понти снова продолжил вместе с группой своих западных и африканских музыкантов реализацию музыкальных идей, начатую в 1991 году. Вместе они гастролировали в течение 3 лет на Гавайских островах, в Польше, в Северной Америке, а также в Европе. Понти также создал весьма известный дуэт с басистом Мирославом Витоушем (Miroslav Vitous) в декабре 1999 года. В январе 2000 года он участвовал в записи альбома Esperanto Лало Шифрина (Lalo Schifrin) с биг-бэндом. В июне 2001 года Понти выступал в дуэте с Вадимом Репиным, молодой русской звездой классической скрипки, а также с американским джазовым скрипачом Реджиной Картер (Regina Carter) на фестивале музыкальных фильмов в Польше.
В августе 2001 года Жан-Люк Понти выпустил свой студийный CD Life Enigma на собственном лейбле (JLP Productions, Inc), возвратившись к своей концепции 70-х годов. Понти играл на всех инструментах на некоторых треках. Среди участиников записи: Уильям Леконта (William Lecomte, клавишные), Гай Нсангуе Аква (Guy Nsangué Akwa, бас-гитара), Тьерри Арпино (Thierry Arpino, барабаны) и Мустафа Сиссе (Moustapha Cissé, перкуссия). Понти дал успешный концерт со своей группой в родном городе Avranches, во французской провинции Нормандия, 21 сентября 2001 года. Его удостоили специальной церемонии в мэрии, где он получел признание от своих соотечественников. Затем он начал успешный концертный тур в США в октябре-ноябре 2001 года. В мае 2001 года Понти записал концерт с теми же музыкантами в оперном театре в Дрездене, Германия. Эта запись была выпущена в июле 2002 года на компакт-диске озаглавленном Live at Semper Opera.
В январе 2003 года Жан-Люк в первый раз посетил Индию, дав семь концертов в шести крупных городах в рамках Global Music Festival, организованном индийским скрипачом Л. Субраманиам (L. Subramaniam). Жан-Люк привез своего басиста Гай Нсангуе Аква, выступил с группой Субраманиама и барабанщиком Билли Кобэмом (Billy Cobham), который также был приглашенной звездой в этом туре. Понти также сделал большой тур по США осенью.
В 2004-м вышел первый DVD Жан-Люка Понти In Concert. Он был выпущен в Германии, во Франции, Италии и Испании. Он содержит живой концерт с его группой, снятый в Варшаве в 1999 году.
Жан-Люк Понти с группой гастролировалав 2004 году во Франции, Германии, Австрии, Венгрии, Литве, Индии, кроме того свой первый концерт с полной группой дали в Бомбее. Понти также сделали тур воссоединения со Стенли Кларком и Al Di Meola, как Rite of Strings с июня по октябрь 2004 года в США и Канаде.
В 2005 году Понти гастролировал с новым проектом под названием Trio! в сотрудничестве со Стэнли Кларком на контрабасе и Бела Флек (Béla Fleck) на банджо.
В 2006 году Понти воссоздал "Jean Luc Ponty & His Band" и гастролировал в США, Чили, Венесуэле, Западной и Восточной Европе, России, Ближнем Востоке и Индии, они также записали новый студийный альбом под названием The Atacama Experience с гитаристами Аланом Холдсуортом (Allan Holdsworth) и Филипп Катрин (Philip Catherine), появляющимися на нескольких треках.
Не прошло и шести лет, как в апреле 2012 года Жан-Люк Понти снова воссоединился с гитаристом Ал Ди Меола и басистом Стенли Кларком для концерта в театре Шатле в Париже, чтобы отпраздновать пять десятилетий в музыке. Перед этим там же Понти выступил со струнным оркестром. Концерт был принят очень хорошо.
Жан-Люк Понти активно использует 5-струнную электрическуюой скрипку с нижней струной C с 1977 года. Он также иногда используется 6-струнной электрической скрипкой под названием Violectra, с нижними C и F струнами (не путать с violectra, на которой он играл с конца 1960-х до середины 1980-х годов – у неё было 4 струны, но настроена она была на октаву ниже) . Понти был одним из первых, объединившим скрипку с MIDI, дисторшн, фазовращателем и вау-вау педалями. Это привело к созданию фирменного звука, почти как у синтезатора.
Работа с Return To Forever
В 2011 году Понти присоединился его группе Return To Forever Чика Кориа (Chick Corea) для серии концертов в течение года. Группа называется "Return To Forever IV", поскольку это четвертое воплощение группы.
Личная жизнь
Жан-Люк Понти женат и имеет двух дочерей. Одна дочь, Клара Понти (Clara Ponty), является успешной пианисткой и композитором, Жан-Люк выступал с ней в нескольких проектах, в том числе ее последнем альбоме Mirror of Truth.